«Бинергия»: как подготовиться к запуску международного бизнеса

Несмотря на санкционные ограничения, российские компании продолжают достаточно активно вести внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Спрос на услуги и товары отечественного производства в мире сохраняется, а бизнес адаптируется к новым экономическим реалиям: перестраивает логистику и ведет поиск новых международных партнеров. Заниматься ВЭД все еще выгодно, однако эксперты не советуют торопиться запускать бизнес в этой сфере без тщательной подготовки. В этом материале совладелица бухгалтерской компании «Бинергия» Наталья Автаева рассказывает о том, как подготовиться к ВЭД еще до создания юрлица.
Согласно нашей практике, предпринимателю, который впервые решает заняться внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), то есть импортировать или экспортировать товары в страны ближнего или дальнего зарубежья, получать или оказывать услуги иностранным партнерам, бывает очень трудно разобраться во множестве нюансов. Нужно знать, как правильно оформлять сделки, как отчитываться перед банками, налоговой и таможней, каким будет размер налогов и какие дополнительные обязательства перед партнерами могут возникнуть. Все эти и многие другие моменты важны, поскольку напрямую влияют на размер получаемой прибыли, стабильность и репутацию компании.
Приступая к ВЭД, необходимо четко понимать следующее:
1. С рынками каких стран вы планируете работать – входят эти страны в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или относятся к дальнему зарубежью.

2. При экспорте товаров – относится ваш товар к сырьевым или несырьевым. Перечень сырьевых товаров утверждён постановлением Правительства РФ N 466 от 18 апреля 2018 г. в действующих редакциях на момент осуществления ваших сделок. Этот документ находится в открытом доступе. Если речь идет об импорте, важно знать, из какой страны будут импортироваться товары или услуги, относятся ли товары к категории прослеживаемых (перечень последних утвержден постановлением Правительства РФ N N 1110 от 1 июля апреля 2021 г.)

От этого будет зависеть объем налогов, состав отчетной документации и сроки её предоставления в ФНС и ФТС, а также возможные дополнительные обязательства перед партнером.

Какую систему налогообложения использовать

Организационная-правовая форма компании для ведения бизнеса с зарубежными контрагентами не имеет принципиального значения. Внешнеэкономической деятельностью может заниматься как ООО, так и ИП, в этом законодательство вас никак не ограничивает.
А вот к выбору системы налогообложения необходимо отнестись крайне серьезно.

Экспорт

Если вы планируете экспортировать товары и не планируете выручку выше 251,4 млн рублей в 2023 году, то можете использовать один из двух видов упрощенной системы налогообложения, поскольку в таком случае вам не нужно будет особым образом подтверждать экспорт в ФНС и при не подтверждении экспорта уплачивать НДС. Торговать с зарубежными партнерами вы будете по тем же правилам, что и с российскими.


Выручка свыше 251,4 млн рублей обязывает вас использовать только общую систему налогообложения (ОСНО) и, соответственно, уплачивать НДС, налог на прибыль и другие налоги на ОСНО. Здесь особенно важно заранее понимать какие входящие налоги (НДС) смогут уменьшить ваши налоговые обязательства и при соблюдении каких условий и требований НК РФ. Так, при экспорте действует нулевая ставка НДС. Но, если вы на ОСНО, для ее подтверждения нужно вовремя собрать и направить в ФНС по месту регистрации вашего юрлица определенный пакет документов.


Кроме того, особое внимание стоит обратить на то, какую страну представляет ваш партнер – входит она в число стран таможенного союза (ЕАЭС) или нет. Если страна, в которую осуществляется экспорт, находится за пределами таможенного союза, для подтверждения нулевой ставки НДС потребуется в течение 180 дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта предоставить налоговой документы, подтверждающие то, что товар действительно прошел процедуру экспорта и был вывезен с территории РФ:

  • Таможенную декларацию и контракт на бумаге;
  • Электронный реестр таможенной декларации через ЭДО не позднее, чем через 180 дней с даты оформления таможенной декларации.
  • Кроме того, налоговая может запросить и другие документы – товаросопроводительные, транспортные накладные и прочие (полный перечень приведен в ст. 165 НК РФ).

Если вам не хватило 180 дней на подготовку документов, придется заплатить НДС по ставке 10% или 20% по общим правилам.
При поставках товара в одну из стран ЕАЭС у него не будет таможенного оформления. Но экспорт также нужно будет подтвердить, предоставив в налоговую комплект документов, состоящий из:

  • Договора, на основании которого вы реализуете товар;
  • Транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих перемещение товаров из России в страну ЕАЭС;
  • Документа от вашего партнера по подтверждению им импорта товара из РФ (заявления о ввозе товаров) с отметкой налогового органа партнера.

Также существуют некоторые нюансы при оказании услуг зарубежным партнерам. В этом случае для правильного определения налоговой нагрузки и обязательств по уплате налогов (в частности, НДС), необходимо определить место реализации услуг и/или выполнения работ и конкретный вид услуг (работ). Помимо этого, следует проверить не установлен ли для ваших услуг (работ) особый порядок определения места реализации согласно ст. 148 НК РФ.

Не лишним будет ознакомиться с положениями ст. 149 Налогового кодекса РФ. Там перечислены услуги, при оказании которых за пределами территории нашей страны вычет НДС невозможен – налог нужно закладывать в стоимость контракта, чтобы не допустить снижения дохода.

Импорт

Значительно больше нюансов с выбором системы налогообложения возникает при импорте товаров/услуг. Дело в том, что, занимаясь импортом на ОСНО или УСН, вы все равно будете обязаны уплатить НДС помимо прочих платежей (таможенных сборов, акцизов и других). В этом плане использование ОСНО становится более выгодным вариантом, потому что вы, как в случае с экспортом, сможете применять нулевую ставку НДС. Но только если товары будут далее использоваться в облагаемых НДС операциях.

На УСН же вычет импортного НДС невозможен. Но если у вас УСН 15% «доходы минус расходы», вы можете учесть его в расходах и тем самым снизить налоговую базу по УСН и размер налога. А вот на УСН 6% «Доходы» не получится сделать даже этого – придется просто включать его в стоимость договора, что может быть выгодно не для всех контрагентов.

Опять же, возникают нюансы, связанные с местом нахождения вашего контрагента. Если он находится в стране – члене ЕАЭС, НДС вы платите в налоговую только после принятия купленного товара на свой баланс. В противном случае НДС надо оплачивать прямо на таможне.

Еще один важный момент при приобретении услуг у иностранных контрагентов связан с тем, что нужно понимать, территория какой страны является местом реализации услуги. Если это территория РФ, а у вашего контрагента нет здесь официального представительства, вы будете обязаны выполнить функцию налогового агента, то есть удержать с контрагента НДС и заплатить его в бюджет.

Как выбрать банк

Для того, чтобы заниматься ВЭД, вам обязательно потребуется открыть валютный счет в банке. Но до того, как это сделать, важно подробнейшим образом ознакомиться с процедурой валютного контроля в тех банках, с которыми вы планируете сотрудничать.

На сайте любого банка есть раздел, посвященный валютному контролю. В нем описывается, какие документы и в какие сроки нужно предоставить кредитной организации, чтобы подтвердить операции с иностранным контрагентом (соответствие требованиям Закона о валютном регулировании и валютном контроле, а также Инструкций ЦБ РФ), как правильно их оформить и т.д. Проблема в том, одни банки дают детальные инструкции, а другие нет. Если описание слишком общее, нюансы (а они обязательно есть) следует выяснять «на берегу», при общении со специалистом по валютному контролю. Более того, нужно оценить качество работы самого специалиста – насколько он контактен, как оперативно отвечает на запросы и т.д. Изучить сайт банка, на котором размещаются бланки, инструкции и нормативные документы. Если этого не сделать, впоследствии возникнет риск что-то нарушить и попасть на штраф. Например, за несвоевременное предоставление документов, подтверждающих исполнение валютного контракта.

Вопреки распространенному мнению, маловероятно, что банк заблокирует ваш валютный счет (блокировки в основном связаны с неисполнением требований ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Операции по валютным счетам контролируют службы валютного контроля банков и сделки (контракты) проверяют до осуществления ваших платежей, а вот штрафы вам точно могут назначить и довольно серьезные за нарушение требований валютного контроля. Причем штраф может быть наложен как на юрлицо, так и на его руководителя.
Наши контакты
Москва, Волоколамское шоссе, 2