К сожалению, избежать ошибок при ведении бухгалтерского и налогового учета не всегда возможно. Возникает вопрос о том, кто и в какой степени несет ответственность за последние - руководитель и/или бухгалтер?
Здесь важно знать следующее:
1. Существует ст.15.11 КоАП РФ в которой перечислены виды грубых нарушений требований к бухучету: намеренное искажение показателей бухгалтерской отчетности, искажение данных учета в целях занижения налоговой базы и другие. За это должностному лицу назначают штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, если нарушение выявлено впервые (при повторном штраф увеличивается вдвое или следует дисквалификация на определенный срок). Гораздо более серьезные штрафы, а также наказание в виде уголовной ответственности возможны, если ФНС обнаружит признаки намеренного уклонения от уплаты налогов.
В данном случае платить будет тот, кто в организации официально, по должности, отвечает за организацию бухгалтерского учета - либо руководитель, либо главный бухгалтер. Последний может быть освобожден от ответственности, если выяснится, что нарушения были допущены по письменному распоряжению руководителя с представлением соответствующих доказательств.
Если ведение бухгалтерии передано на аутсорсинг, распределение функционала между заказчиком и исполнителем, а также их ответственность определяется условиями договора оказания услуг. Безусловно, бухгалтерская компания заинтересована в том, чтобы не допускать никаких ошибок, поскольку для нее крайне важна репутация и долгосрочное сотрудничество с клиентом. Однако если какие-либо нарушения все-таки будут иметь место, ответственность за них, как показывает сложившаяся судебная практика, возлагается на налогоплательщика и/или его руководство. К примеру, согласно логике судов, обязанность вовремя сдавать декларацию по НДС по закону лежит на налогоплательщике как организаторе учета, а значит с него и спрос за связанные с этим нарушения (аутсорсинговая компания лишь выполняет функции по ведения учета, но не является его организатором).
2. В договоре с бухгалтером/партнером на аутсорсе может быть оговорена материальная ответственность. Однако она распространяется только на случаи, когда бухгалтер наносит компании материальный ущерб в виде, например, порчи имущества или присвоении принадлежащих ей денежных средств. Если из-за ошибок или нарушений в ведении бухгалтерского и налогового учета ФНС налагает на организацию штраф или пени, то, как мы уже писали в пункте выше, оплачивать их будет сама организация - налогоплательщик, а не бухгалтер.
Подводя итог, скажем еще раз о том, что руководитель бизнеса:
1. Обязан организовать и настроить работу бухгалтерии в своей компании;
2. Может не вести бухгалтерию сам (есть категории организаций, где ему это и вовсе запрещено законом), но обязан осуществлять хотя бы общий надзор за выполнением задач по ведению бухгалтерского и налогового учета, так как это напрямую связано с финансовой стабильностью и безопасностью бизнеса.
3. Должен помнить, что есть ситуации, когда он несет личную ответственность за ошибки в бухучете.
4. Должен прислушиваться к рекомендациям бухгалтера, своевременно предоставлять ему необходимые документы по запросу.
Все остальное профессиональный бухгалтер или партнер на аутсорсе возьмет на себя.
Если у вас есть вопросы по организации бухгалтерии и ведению учёта, свяжитесь с нами по телефону
+7 (495) 969-19-11 или по почте
info@binergy.ru. Мы поможем разобраться и подберем решения для вашего бизнеса.