Существует три варианта торговли на маркетплейсе. Самый распространенный – это уже упомянутая перепродажа товара, когда предприниматель закупает его у поставщика и реализует через маркетплейс с получением прибыли. С точки зрения бухучета здесь важно обратить внимание на название товара в документах поставщика. Его можно оставить либо таким же, либо заменить на новое. Главное не допускать ошибки, при которой вы добавляете к названию поставщика одну букву или цифру и считаете, что оно не изменилось. Это не так – подобная корректировка означает, что в ваших документах фигурирует название уже другого товара, что может создать сложности при ведении складского, бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
К примеру, вы планируете покупать у производителя стулья и продавать их на маркетплейсе. Вы проанализировали потребности целевой аудитории и выяснили, что ее интересуют стулья, покрытые лаком. В документах вашего поставщика единица продукции обозначается как «Стул деревянный», а на маркетплейсе вы, изменив название, размещаете уже «Стул лакированный». Здесь и кроется ошибка: по документам получится, что вы закупили один товар, а продали совершенно другой и по другой цене. Впоследствии вам очень трудно будет убедить ФНС в том, что речь идет об одном и том же стуле.
Чтобы избежать этого, необходимо подключать промежуточный документооборот – завести карточку номенклатуры на каждый вид товара, а также отдельный документ, где будет отражено изменение названия товара или прописано соответствие между артикулами. Например, можно создать таблицу соответствия номенклатур. В ней товар может быть обозначен как «Стул деревянный лакированный».
Подобные нюансы важно продумывать до запуска бизнеса, хотя многие предприниматели поступают наоборот. Таблицу соответствия легко завести, если стулья продаются микропартией из нескольких штук. Если же речь идет о продавце, у которого несколько тысяч разных наименований продукции, без таблицы соответствия просто не обойтись. В противном случае возникнет путаница, в которой бухгалтерии будет крайне тяжело разбираться (обеспечивать все соответствия и отразить их в учете). Риск штрафов со стороны налоговой многократно возрастет.
Кроме того, соответствие необходимо обеспечивать и при учете количества товара. Вы можете закупить у поставщика консервы в упаковках, а на маркетплейсе продавать поштучно. И нужно следить затем, чтобы упаковки в ваших документах не превратились в штуки. Опять получится два разных товара по количеству и названию, которые будет трудно состыковать между собой.
Еще один момент – если вы собираетесь продавать на маркетплейсе импортные товары, необходимо проверить, подлежат ли они маркировке либо прослеживанию. Это сопровождение товара регистрационным кодом (при маркировке код присваивается единичному товару, при прослеживании – всей партии). Код потребуется прописывать во всех документах, отражающих движение товара, в счетах-фактурах и отчетах для ФНС (в противном случае государство решит, что вы занимаетесь нелегальной торговлей со всеми вытекающими неприятными последствиями). Перечни товаров, подлежащих маркировке либо отслеживанию утверждены Правительством РФ (распоряжение от 28.04.2018 N 792-р и постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 соответственно). Поэтому для них лучше всего будет вести отдельный учет.