Без лишних налогов: как правильно вести бухучет, торгуя на маркетплейсе

Современную жизнь трудно представить себе без маркетплейсов – российских и зарубежных торговых интернет-площадок, где можно приобрести любую продукцию. Именно маркетплейсы сегодня являются мощными драйверами развития российского сегмента e-commerce. Так, по данным экспертов исследовательского агентства Data Insight, в прошлом году на универсальные маркетплейсы пришлось 62% от 1,7 млн заказов, сделанных покупателями в интернете, а общий объем рынка маркетплейсов вырос на 111% до 1,5 трлн рублей в денежном выражении.

Такие показатели, безусловно, привлекают на маркетплейсы все новых продавцов. Предпринимателям, которые хотят освоить торговлю на этих площадках, предстоит не только разобраться в механике взаимодействия с ними, но и в тонкостях бухгалтерского учета, чтобы обезопасить свой бизнес от претензий ФНС, блокировки банковских счетов и серьезных убытков. О том, на что нужно обратить внимание в первую очередь рассказывает совладелица бухгалтерской компании «Бинергия» Наталья Автаева.
Кто может торговать на маркетплейсе
Если вы собираетесь выходить на маркетплейс, но еще не создали юрлицо – не торопитесь. Внимательно изучите все организационно-правовые формы, их преимущества и ограничения, насколько каждая из них соответствует вашим задачам и будущим бизнес-процессам.
Стоит отметить, что большинство маркетплейсов в России работают только с ООО или ИП. Исключение составляют Ozon, Aliexpress и Wildberries, которые позволяют вести торговлю предпринимателям в статусе самозанятых. Также следует выбрать одну из систем налогообложения – общую (ОСН), упрощенную (УСН) или налог на профессиональный доход (НПД). Важно то, что от вашего выбора будут зависеть величина налогов, сложность их расчета, требования по ведению учета товаров для расчета налогов.

Так, при выборе общей системы налогообложения нужно понимать, что в цену товара на маркетплейсе придется закладывать НДС в размере 20% от его стоимости. В таком случае среди покупателей должны быть не только физические лица, но и юридические, которые могут позволить себе приобрести товар даже с такой наценкой. Другой пример: самозанятый или ИП может выбрать режим НПД, но тогда важно учесть, что в таком случае он сможет только продавать на маркетплейсе товары собственного производства – перепродажа будет запрещена.

Индивидуальный предприниматель на УСН 6% «Доходы», который продает на маркетплейсе штучные товары, может вообще не вести их учет, а просто получать деньги от площадки, вовремя рассчитывать и платить налог. Но если тот же ИП выберет УСН 15% «Доходы минус расходы», ему уже придется отражать в документах движение товара – оплату поставщику (то есть расходы), продажу на маркетплейсе, получение денег. Только тогда образовавшийся доход за вычетом всех расходов можно будет учесть в налогах.
Способы торговли на маркетплейсе и особенности учета
Существует три варианта торговли на маркетплейсе. Самый распространенный – это уже упомянутая перепродажа товара, когда предприниматель закупает его у поставщика и реализует через маркетплейс с получением прибыли. С точки зрения бухучета здесь важно обратить внимание на название товара в документах поставщика. Его можно оставить либо таким же, либо заменить на новое. Главное не допускать ошибки, при которой вы добавляете к названию поставщика одну букву или цифру и считаете, что оно не изменилось. Это не так – подобная корректировка означает, что в ваших документах фигурирует название уже другого товара, что может создать сложности при ведении складского, бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

К примеру, вы планируете покупать у производителя стулья и продавать их на маркетплейсе. Вы проанализировали потребности целевой аудитории и выяснили, что ее интересуют стулья, покрытые лаком. В документах вашего поставщика единица продукции обозначается как «Стул деревянный», а на маркетплейсе вы, изменив название, размещаете уже «Стул лакированный». Здесь и кроется ошибка: по документам получится, что вы закупили один товар, а продали совершенно другой и по другой цене. Впоследствии вам очень трудно будет убедить ФНС в том, что речь идет об одном и том же стуле.

Чтобы избежать этого, необходимо подключать промежуточный документооборот – завести карточку номенклатуры на каждый вид товара, а также отдельный документ, где будет отражено изменение названия товара или прописано соответствие между артикулами. Например, можно создать таблицу соответствия номенклатур. В ней товар может быть обозначен как «Стул деревянный лакированный».

Подобные нюансы важно продумывать до запуска бизнеса, хотя многие предприниматели поступают наоборот. Таблицу соответствия легко завести, если стулья продаются микропартией из нескольких штук. Если же речь идет о продавце, у которого несколько тысяч разных наименований продукции, без таблицы соответствия просто не обойтись. В противном случае возникнет путаница, в которой бухгалтерии будет крайне тяжело разбираться (обеспечивать все соответствия и отразить их в учете). Риск штрафов со стороны налоговой многократно возрастет.

Кроме того, соответствие необходимо обеспечивать и при учете количества товара. Вы можете закупить у поставщика консервы в упаковках, а на маркетплейсе продавать поштучно. И нужно следить затем, чтобы упаковки в ваших документах не превратились в штуки. Опять получится два разных товара по количеству и названию, которые будет трудно состыковать между собой.

Еще один момент – если вы собираетесь продавать на маркетплейсе импортные товары, необходимо проверить, подлежат ли они маркировке либо прослеживанию. Это сопровождение товара регистрационным кодом (при маркировке код присваивается единичному товару, при прослеживании – всей партии). Код потребуется прописывать во всех документах, отражающих движение товара, в счетах-фактурах и отчетах для ФНС (в противном случае государство решит, что вы занимаетесь нелегальной торговлей со всеми вытекающими неприятными последствиями). Перечни товаров, подлежащих маркировке либо отслеживанию утверждены Правительством РФ (распоряжение от 28.04.2018 N 792-р и постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 соответственно). Поэтому для них лучше всего будет вести отдельный учет.
Учет при продаже товара, принятого на реализацию
Второй способ торговли на маркетплейсе – продажа продукции, взятой на реализацию у комитента. Здесь предприниматель выполняет функцию посредника между продавцом и покупателем, получая от продавца комиссию. Соответственно, появляется дополнительная отчетность перед комитентом, которую также нужно вести.

Часто бывает, что компании есть несколько направлений продаж одного и того же товара. Например, наручные часы. Одну партию компания закупает и перепродает через маркетплейс, а другую только принимает на реализацию у другого поставщика. С точки зрения самого маркетплейса это будут одни и те же часы; в отчете площадки о продажах они не будут разделены. Однако компании придется вести отдельный учет по товару, приобретенному в собственность, и по чужому товару, поскольку часть полученных за него денег она обязана вернуть комитенту. Последнему потребуется отчет – какое количество единиц продано, по какой цене, и какова его выручка (конкретный набор отчетных документов будет зависеть от вида его юрлица и системы налогообложения).
Как отражать в учете товары собственного производства при продажах через маркетплейс
Наконец, вы можете продавать на маркетплейсе товары собственного производства и под своим брендом. Здесь есть свои нюансы.

Когда вы покупаете товар, а затем продаете его на маркетплейсе или на любой другой площадке, себестоимость посчитать несложно: она складывается преимущественно из цены закупки и доставки на склад. Но представим, что вы собираетесь шить скатерти на продажу. В таком случае себестоимость готового продукта будет состоять из стоимости рулонов ткани, ниток, тесьмы, упаковки, работы швеи (если она есть). Все закупки нужно будет отразить в документах – учет усложнится. Кроме того, себестоимость и возможную выручку нужно будет просчитать заранее, до отправки партии скатертей на маркетплейс. Потому что, если себестоимость получится слишком высокой, а маркетплейс будет предоставлять покупателям скидки (что часто происходит), можно легко уйти в минус, то есть продавать ниже себестоимости.
Общие рекомендации

1. Максимально детализируйте учет, на каждый продукт заводите номенклатурные карточки и таблицы соответствия при необходимости. Распределяйте товар по категориям учета (по группе одинаковых товаров, торговой площадке и т.п.), особенно если планируете продавать несколько видов продукции на одном или нескольких маркетплейсах или один и тот же на разных маркетплейсах. Так вы будете четко видеть все движение товара и объем остатков, легко проводить сверки с поставщиками, отчитываться перед комитентами и налоговой.
Кроме того, вы будете точно понимать, какие суммы за какую продукцию должны будете получить с маркетплейса. Это важно, поскольку сами площадки не всегда предоставляют правильные расчеты, из-за чего у предпринимателей часто возникает необходимость проведения сверки.

2. Вести учет лучше всего в специализированной программе складского и бухгалтерского учета движения товаров (или двух программах с возможностью обмена данными между ними). Различных программ на рынке достаточно много – важно выбрать именно ту, что оптимально подходит для учета именно вашего товара. При этом программа не должна быть слишком сложной, а ввод в нее данных – слишком трудоемким. Определите какой объем товаров вы планируете размещать на маркетплейсе в первое время и как быстро будете наращивать номенклатуру. Это также позволит заблаговременно оценить возможности программных продуктов и правильно выстроить структуру аналитики для первичного учета и последующего движения товара. Стоит посоветоваться со специалистом, который уже работает в этом направлении и может оценить вашу потребность в зависимости от объема продаж, требований к организационно-правовой форме и системе налогообложения компании.
Наши контакты
Москва, Волоколамское шоссе, 2