Налоговая оптимизация и риски для предпринимателей

Основная задача деятельности любой коммерческой организации – получение максимальной прибыли при минимуме затрат. Исходя из этой логики, предприниматели часто стремятся сократить затратную часть, в том числе сэкономить на взимаемых государством налогах. Такую экономию принято называть налоговой оптимизацией, причем это понятие обычно имеет негативный оттенок и ассоциируется только с уклонением от уплаты налогов. Хотя на самом деле существует три сценария оптимизации налогообложения.
Налоговое планирование
Под налоговым планированием понимается совокупность абсолютно легальных способов реально снизить налоговую базу.

1. Правильное применение различных льгот (пример)

  • Правильный выбор организационно-правовой формы и системы налогообложения компании еще до стадии ее регистрации. Например, если компания оказывает услуги не собственными силами, использует субподрядчиков, перепродает товары или услуги и планирует использовать УСН, лучше выбрать вариант УСН «доходы минус расходы», а не «доходы», иначе ФНС будет взимать налог со всей суммы, поступающей на счет – эта сумма будет автоматически считаться доходом. Если при этом компания оказывает еще какие-то виды услуг, можно открыть два юрлица с разными системами налогообложения.

  • Смена системы налогообложения на более выгодную. Например, ИП – владелец компании по ремонту бытовой техники с доходом 2 миллиона рублей в месяц работает на УСН «Доходы» и платит 120 000 рублей в квартал (6% от прибыли). Вместо этого, при соблюдении определенных условий, он может перейти на патентную систему налогообложения и уменьшить объем налогов.

  • Выбор/изменение территориальной принадлежности компании в зависимости от налоговых льгот в конкретном регионе. Так, в некоторых регионах РФ (Курганская область, Республика Калмыкия, Мурманская область и др.) действует режим УСН «Доходы» со ставкой 1% вместо 6%.

  • Возможности, которые дают разные методы и способы учета активов, периоды совершения определенных фактов хозяйственной деятельности, влияющих на налоговую базу того или иного налога, сроки уплаты налогов и их размеры. Например, стоит следить за сроками оплаты услуг клиентами – авансовые платежи в конце отчетного периода при отсутствии реализации товаров в этом же периоде увеличивает налог по УСН «Доходы минус расходы» или налог на добавленную стоимость, если организация работает на ОСНО. Многие предприниматели не знают, что использование амортизационной премии при вводе основного средства в эксплуатацию на основной системе налогообложения влияет на величину налога на прибыль. Или то, что существуют пониженные тарифы страховых взносов для компаний в зависимости от их размера, сферы деятельности, отрасли.

Второй и третий сценарии широко используются, но не являются эффективными (как минимум в средне- и долгосрочной перспективе). Применяющие их предприниматели в большинстве своем не добиваются результата вообще, либо результат оказывается прямо противоположным их цели:
2. Попытки сокращения отдельных налогов

Собственники и руководители бизнеса, которые не вникают в свою финансовую деятельность и/или имеют в штате некомпетентного бухгалтера, часто выдумывают собственные схемы сокращения налоговой базы. Не понимая при этом, что сокращение одних налогов, даже вполне законным путем, может привести к росту других. Например, компания сокращает количество штатных сотрудников, чтобы уменьшить ежемесячные отчисления в ПФР, ФОТ и прочие. Однако в таком случае у нее автоматически увеличивается налог на прибыль или налог по УСН – расходы на сотрудников перестают вычитаться из прибыли. Еще одна распространенная ошибка – перечисление денежных средств организации в подотчет с целью вывести их со счета, чтобы занизить прибыль и налоги с нее. При отсутствии закрывающих документов налоговая может посчитать эти средства доходом руководителя и начислить ему НДФЛ.
3. Незаконный уход от налогов

К сожалению, до сих пор практикуется множество нелегальных схем ухода от налогов — банальная неуплата (в ошибочной надежде на то, что налоговая не проверяет все бизнесы, хотя камеральные проверки ФНС проводятся постоянно, по всем организациям в автоматическом режиме), дробление бизнеса, заключение фиктивных договоров с фирмами-однодневками для оптимизации НДС и т. д. Все эти и другие схемы отлично известны налоговикам и выявляются ими на раз. В погоне за такой налоговой оптимизацией предприниматели забывают о множестве рисков, гораздо более серьезных чем пени, штрафы и доначисление положенных налогов со стороны ФНС.

Слишком большие объемы штрафных санкций и доначисленных налогов и блокировка счетов на этом основании по решению ФНС могут привести к банкротству организации и прекращению ее деятельности. Но даже если этого удается избежать, появляются другие риски:

  • Осложнение процесса продажи бизнеса. Покупатель рискует оказаться в ситуации, когда ему придется исправлять ошибки предыдущего собственника: уплачивать доначисленные организации налоги, готовить и отправлять ранее несданную отчетность, разбираться с заблокированными счетами по решению ФНС.

  • Урон деловой репутации. Не секрет, что многие компании при первом взаимодействии с контрагентами, проверяют степень их благонадежности через так называемый «светофор» — сервис, который анализирует данные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, госконтракты, наличие и статус дел в арбитражных судах, бухгалтерскую отчетность и, конечно, данные ФНС о наличии налоговой задолженности. Такие сервисы могут быть подключены у банка, в котором открыт расчетный счет организации или, например, «зашиты» в различные системы ЭДО. Они появились с подачи ЦБ РФ, в 2022 году создавшего платформу «Знай своего клиента».

Проверяемой таким образом компании могут быть присвоены три степени риска:
  1. Отсутствие рисков (зеленый цвет).
  2. Средние риски (желтый цвет).
  3. Высокие риски (красный цвет).

Если компания оказывается в желтой зоне, значит, она была замечена в каких-либо сомнительны операциях, но в целом ведет нормальный легальный бизнес. А вот красная зона — сигнал любому заказчику о том, что с таким контрагентом работать однозначно не стоит. Уклонение от уплаты налогов, особенно на крупные суммы для компании — прямой путь в эту зону. Даже если каким-то образом налоговая или ЦБ не заблокируют ее счет, то потеря клиентов и дохода будет практически гарантирована.
Наши контакты
Москва, Волоколамское шоссе, 2