В основном, к нам обращаются предприниматели из сферы малого и среднего бизнеса. Каждую заявку рассматриваем в индивидуальном порядке. Не имеют значения сфера деятельности клиента и его географическое положение – это могут быть продажи товаров на маркетплейсах или, например, небольшое производственное предприятие в Москве, Омске, Краснодаре или любом другом городе России. Мы смотрим, каким ПО компании пользуется для ведения бухгалтерского учета, и, если оно специфическое, не берем ее на обслуживание (за исключением случаев, когда клиент готов перейти на софт, с которым мы работаем). Также до недавнего времени мы не работали с теми ООО или ИП, у которых в штате состоят иностранные граждане (или если компания планирует их нанять). Теперь стали брать таких клиентов, но не занимаемся вопросами, связанными с миграционным учетом иностранных сотрудников. И еще не заключаем договор с компаниями, которым нужно вести юрлицо, зарегистрированное за рубежом. Также у нас нет разовых услуг, например, регистрации юрлица. Только если у клиента еще нет компании, но он изначально готов работать с нами, помогаем ее открыть.
Некоторые входящие заявки приходится рассматривать достаточно долго, потому что у клиента могут быть задачи, в которых мне предварительно нужно разобраться. Дожидаются не все, но так мы страхуем свои риски. Если я лично в чем-то не разбираюсь, то не могу гарантировать качество обслуживания. Например, российская компания переезжает за рубеж, чтобы продолжать работать оттуда с российскими клиентами. Там возникает масса вопросов по бухгалтерии, которые нужно тщательно изучать прежде, чем что-то делать. Есть компании, которые всеми силами стремятся заключить договор, а уже потом думают, как вести клиента. Но я против подобного подхода, даже если это лишает нас определенной части заказчиков и прибыли.
Труднее всего развивать сотрудничество с теми, кто только что запустил свой первый бизнес. Очень часто это семейный бизнес, например, у супругов есть ИП; один оказывает услуги, второй занимается бухгалтерским сопровождением. Вернее, пытается заниматься, потому в бухгалтерии не разбирается, у него же нет специального образования и опыта. Казалось бы, в чем тут сложность? Если человек не разбирается в каком-то вопросе, он доверяет мнению и рекомендациям профессионала. Мы говорим, как правильно оформлять и проводить те или иные платежи, какие документы нам нужны для формирования отчетности перед налоговой, в какие сроки их готовить, что за запрос пришел из ФНС, как на него ответить и т.п., а предприниматель просто выполняет необходимые действия. Но иногда бывает крайне непросто организовать клиента, чтобы он свою часть работы выполнял вовремя.
К примеру, подходит срок квартального платежа по налогам, а руководитель компании не присылает нам документы от контрагентов – у него висят незакрытые платежи, мы не можем рассчитать налог. Он эти документы просто постоянно забывает собирать. Бывает, клиент не понимает, почему мы совершаем те или иные действия (к примеру, готовим корректирующую налоговую декларацию для ФНС) и считает, что этого вообще можно не делать, что мы просто накручиваем стоимость услуг. Работая с такими клиентами, я стараюсь повышать уровень их финансовой грамотности. Объясняю, что им необходимо разбираться в том, что происходит с их бухгалтерией – переложить все вопросы на бухгалтера, хоть штатного, хоть на аутсорсе и забыть о них не получится. Нужно понимать преимущества и ограничения выбранной системы налогообложения, знать, в какой период какие налоги необходимо уплачивать, чтобы не нарваться на штраф или блокировку счета, как проводить те или иные платежи, обязательно своими глазами смотреть всю отчетность, которую формирует бухгалтер и многое другое. Это залог устойчивого развития бизнеса.
В клиентах у нас, конечно, есть и компании, во главе которых стоит уже опытный предприниматель, осознающий важность качественного бухгалтерского сопровождения. Как правило, это человек, до создания своего бизнеса работавший в крупных компаниях на высоких позициях. Или организация, которой он управляет, начинает развивать новое направление деятельности, а действующий бухгалтер не может его закрыть. Как правило, такие люди и сами многое понимают в бухгалтерии, имеют опыт работы со штатным бухгалтером, поэтому четко знают, чего ждут от сотрудничества с нами. А еще, чтобы снимать лишние вопросы, мы даем клиенту полный доступ в облачную 1С (далеко не у всех компаний она изначально есть, приходится настраивать или восстанавливать), в которой его ведем. Так он может в режиме онлайн видеть все, что мы делаем, и даже сам выполнять некоторые действия, к примеру, выставить контрагенту счет, выгрузить документы из ЭДО и т.п. Это интересно особенно тем предпринимателям, которые разбираются в бухгалтерии.