Наличные расчеты при осуществлении ВЭД – что нужно знать

По мере того, как в отношении России зарубежными странами принимаются все новые пакеты экономических санкций, государство вводит определенные послабления в требования к ведению бизнесом внешнеэкономической деятельности. В предыдущих материалах (https://binergy.ru/novye_pravila_ved_2024) мы уже рассказывали о целом ряде нововведений, таких, как применение нулевой ставки НДС экспортерами, снижение строгости валютного контроля и других. Еще одно смягчение норм касается операций с наличными денежными средствами между резидентами РФ и нерезидентами.
В условиях, когда российские банки отключены от международных платежных систем, а финансово-кредитные организации дружественных стран могут в любой момент ограничить или серьезно усложнить расчетные операции для российских клиентов (например, этим систематически занимается Китай), такие меры существенно снижают риски для бизнеса и позволяют безопасно проводить внешние сделки.
Так, 27 декабря 2022 года вступили в действие правила наличных расчетов между российскими и иностранными компаниями, утвержденные Правительством РФ по указу Президента РФ (Постановление Правительства РФ №2433). В июне 2023 к ним были приняты некоторые важные поправки (постановление Правительства РФ от 24.06.2023 N 1024).

Можно ли рассчитываться с зарубежными контрагентами наличкой

Теперь – да. Российские компании, а также индивидуальные предприниматели, которые занимаются ВЭД, официально могут получать от зарубежных контрагентов оплату наличными денежными средствами в рублях и в валюте за приобретенные товары, выполненные работы и/или оказанные услуги, а также по договорам займа. При этом никаких ограничений по суммам сделки не предусмотрено – последняя зависит исключительно от условий контракта.
Стоит отметить, что изначально новые правила предполагали расчет с контрагентом только после ввоза товаров на территорию России. Однако изначально не была учтена распространенная практика, когда оказание услуги или поставка товаров осуществляются только после внесения аванса. Поэтому в Постановлении Правительства РФ N 1024 уточняется, что нерезидент может совершать авансовые платежи наличными, а резидент - возвращать их в той же форме, если сделка не состоялась.

Как это работает на практике

После получения наличных денежных средств резидент может распорядиться ими следующими способами:
-Сразу использовать для расчетов с нерезидентами по другим сделкам, без зачисления на их банковские счета.
-Передача наличных средств нерезидентам
-Зачислить на свои счета в зарубежных банках
-Если оплата совершалась за рубежом - ввезти деньги на территорию РФ.
При последнем варианте ввоз наличных денежных средств в страну осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС – именно им руководствуется в данном случае ФТС помимо норм российского таможенного законодательства.
Наличные средства в рамках кодекса рассматриваются как товар и помещаются под соответствующие таможенные процедуры. Каждый вид ввезенной валюты необходимо декларировать (оформлять декларацию на товар) в региональных центрах электронного декларирования или других таможенных органах, перечисленных в приказе ФТС № 971 от 12.05.2011. В декларации помимо общей информации (владелец денежных средств, сумма, коды согласно таможенным классификаторам и др.), полезным будет указать документы, подтверждающие право владения/распоряжения деньгами.
Далее в течение 30 рабочих дней после ввоза денежных средств в Россию либо получения от контрагента на территории страны (срок отсчитывается с даты получения) резидент должен внести их на свой счет в уполномоченном банке. Если средства ввезены/получены в валюте, тогда их можно положить на валютный счет либо продать банку по курсу ЦБ РФ на день продажи с последующим зачислением на рублевый счет.

Документальное оформление и отчетность

В течение 45 рабочих дней после расчетов российское ООО или ИП – участник ВЭД должно предоставить в уполномоченный банк:
-Документы, подтверждающие наличные расчеты.
-Документы, подтверждающие исполнение нерезидентом своих обязательств по договору. Если договор предусматривает авансовые платежи и период исполнения обязательств превышает 45 рабочих дней, срок предоставления документов отсчитывается с даты их оформления.
-Информацию о декларациях на товары (при наличии).

Что менять в текущих бизнес-процессах ВЭД

Следует отметить, что эти и прочие нововведения требуют повышенного внимания бизнеса к документальному оформлению и отчетности. Потребуется бухгалтер с опытом работы в области ВЭД. Специалист должен отличаться глубоким знанием процедур таможенного регулирования в рамках ЕАЭС, включая правила ввоза и вывоза валюты, оформление таможенных деклараций и расчет таможенных пошлин и сборов, разбираться в законодательстве, регулирующем ВЭД, уметь работать с валютными операциями
Наши контакты
Москва, Волоколамское шоссе, 2