Обязательная маркировка товаров — что нужно знать

С 2018 года в России функционирует государственная система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак», которая обеспечивает прозрачность оборота целого ряда продуктов питания и бытовых товаров. В этом материале рассказываем о ее основных параметрах предпринимателям, которые планируют заняться торговлей. А тем, кто уже давно работает в системе, полезно будет узнать о нововведениях, которые вступят в силу с 1 сентября 2025 года.

Как работает система «Честный знак»

На каждую единицу товара наносится уникальный код Data Matrix, который содержит набор информации: наименование, дата и место производства товара, данные о предприятии-производителе, срок годности и прочие характеристики. С этой информацией с помощью мобильного приложения может в любое время ознакомиться покупатель. Также коды фиксируются в бухгалтерской документации, а в «Честном знаке» — ввод и вывод товара из оборота.

Таким образом, с помощью маркировки путь каждой единицы продукции отслеживается от ее выпуска до продажи в магазине — это позволяет государству эффективнее бороться с контрафактом и нелегальным оборотом товаров, не допускать попадания на полки магазинов просроченной и некачественной продукции. Перечень товаров, подлежащих маркировке, расширяется с каждым годом — актуальная информация об этом всегда содержится в периодически обновляемом тексте распоряжения Правительства Р Ф № 792-р от 28 апреля 2018 года. Кроме того, узнать, нужно маркировать конкретный товар или нет, можно через саму систему «Честный знак» по коду ТН ВЭД.

Следует отметить, что за различные нарушения, связанные с маркировкой (отсутствие кода на товаре, поддельная маркировка, ввод товара в оборот после положенного срока и др.) для бизнеса предусмотрены серьезные штрафы в размере от 50 тысяч до миллиона рублей, в зависимости от вида нарушения, категории товара и размера компании, а в некоторых случаях предусмотрена и уголовная ответственность. С подробной информацией об этом можно ознакомиться на сайте самого «Честного знака». Кроме того, уже осенью нынешнего года объем санкций существенно расширится, но об этом чуть позже.

Что потребуется для работы с маркировкой

Для начала работы с маркировкой любому участнику оборота товара потребуется следующее:

1. Получить в ФНС или аккредитованных ей структурах усиленную квалифицированную электронную подпись, если этого не было сделано ранее.
2. Зарегистрироваться в "Честном знаке" и заключить договор с ее оператором — Центром развития перспективных технологий. Производители, кроме этого, должны заполнить описание каждого вида товара в «Национальном каталоге» и заказать для него код.
3. Подключить систему электронного документооборота. Здесь есть важный нюанс: нужно выбрать оператора ЭДО, у которого есть возможность работать с маркировкой.
4. Настроить систему складского учета товаров, которая работает с маркировкой.
5. Приобрести специальное оборудование: принтер для печати кодов Data Matrix (изначально коды печатает и наносит производитель, а торгующим организациям принтер нужен для их восстановления в случае утери или повреждения), терминал сбора данных со сканером штрихкодов (с его помощью сведения о товарах удобно заносить в базу данных организации), 2D-сканер для сканирования кодов Data Matrix.

Таким образом, вся документация, в которой отражается товарооборот, в том числе универсальные передаточные документы (УПД), должна содержать перечень кодов маркировки, подписываться КЭП и передаваться через систему ЭДО.

Когда нужно маркировать продукцию и как правильно вводить или выводить ее из оборота

  • Производитель получает коды и маркирует товар на производстве. Вывод из оборота возможен только по причинам, не имеющим отношения к продаже — при наличии брака или использования товара для собственных нужд.
  • Компания-импортер. Он, как и производитель, заказывает коды маркировки и маркирует продукцию либо прямо за рубежом у поставщика, либо на таможенном складе в РФ, после чего она вводится в оборот. Если товар был приобретен до попадания в перечень маркируемых, у импортера есть месяц, чтобы провести его через таможню, нанести маркировку и ввести в систему «Честный знак». Что касается вывода товара из оборота, то процедура та же, что у производителя.
  • Организации розничной торговли используют маркировку только при продаже товара на кассе, то есть при выводе из оборота. Информация о выводе передается в «Честный знак» посредством оператора фискальных данных. Интернет-магазин может осуществить эту операцию также через свою кассу, либо при отгрузке товара со склада. Кроме того, у него, как и у производителя, есть возможность вывести товар из оборота по причине брака или списания для собственного использования.
  • Если маркируемый товар закупают госучреждения и организации HoReCa (которые не являются производителями и продавцами), они должны выводить его из оборота с формулировкой «для собственных нужд» либо «в производственных целях».

Ключевые изменения в 2025 году

1 сентября 2025 года в правилах работы с маркировкой произойдет ряд ключевых изменений, о которых стоит знать не только «новичкам», но и организациям, которые давно используют эту систему.

1. Документооборот между контрагентами, в котором фигурирует любой маркированный товар, должен будет осуществляться исключительно через ЭДО. В противном случае возникнут проблемы с передачей данных в «Честный знак» о выводе такого товара из оборота, а это считается нарушением со всеми вытекающими последствиями.
2. Помимо штрафов за указанное выше и прочие нарушения, связанные с маркировкой, станет возможна конфискация продукции, приостановка работы кассы и даже блокировка доступа к «Честному знаку». Причем даже в том случае, если причиной нарушения является какой-либо технический сбой.
3. С 1 сентября розничным магазинам нужно будет автоматически фиксировать и передавать в систему через оператора фискальных данных информацию о каждом факте продажи маркированного товара. Соответственно, потребуется касса с поддержкой формата фискальных документов 1.2, интегрированная с системой учета маркировки. Если товар промаркирован, но данные о продаже сразу не поступили в «Честный знак», это будет расценено как нарушение.
4. Расширится перечень информации, содержащейся в коде Data Matrix — она дополнится кодом классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), наименованием страны происхождения товара и типом упаковки для некоторых категорий продукции. Без этих данных, а также с некорректными данными код Data Matrix будет недействительным. Важно, что производителям нужно не допускать даже малейших ошибок при регистрации товара в «Национальном каталоге» (или перерегистрации в соответствии с новыми требованиями).
5. Компании, которые занимаются продажами одежды, фотоаппаратуры и парфюмерии, нужно будет проверить на предмет наличия маркировки как новые партии товаров, так и те, что содержатся на складе, поскольку их реализация без маркировки будет запрещена — такие товары будут находиться вне легального оборота.

В связи с этим рекомендуем бизнесу до 1 сентября 2025 года провести инвентаризацию всего ассортимента товара на складе, сверить данные по нему с бухгалтерской учетной программой (1С или любой другой). Также во избежание технических сбоев важно обновить до последней версии программное обеспечение и при необходимости оборудование, которые позволяют работать в системе маркировки, настроить ЭДО и постоянно следить за актуальными требованиями к данной системе.
Наши контакты
Москва, Волоколамское шоссе, 2