Что такое косвенный импорт и какие схемы лучше не использовать

В нашем блоге мы продолжаем разбирать вопросы, связанные с осуществлением компаниями внешнеэкономической деятельности, а конкретно — импорта продукции. Предыдущие материалы были посвящены организации бухгалтерского и налогового учета при параллельном импорте, а также его документальному оформлению. При этом речь всегда шла о прямом импорте, когда российская компания-импортер зарегистрирована как участник ВЭД и заключает внешнеторговые контракты с зарубежными поставщиками. Но что делать, если компания хочет ввозить зарубежные товары в страну, однако по разным причинам не может или не желает вести внешнеэкономическую деятельность самостоятельно? Для таких случаев существует несколько схем косвенного импорта.

Импорт через брокера

Суть схемы состоит в том, что приобретатель товара фактически передаёт все задачи, связанные с ВЭД, на аутсорсинг специальной компании-брокеру. Последний сам осуществляет сделку с поставщиком, организует поставку, декларирует товар на таможне, уплачивает положенные налоги и т. п. А его клиент просто получает товар с полным пакетом документов после оплаты всех понесенных расходов. При этом существует три основных формата сотрудничества с брокером:

  • Получатель товара заключает с брокером обычный российский договор купли-продажи. А сам брокер, будучи официально оформленным участником ВЭД, — внешнеторговый контракт с зарубежным поставщиком. Этот вариант носит название «контрактная обвязка». По сути, брокер, получив товар как независимое юрлицо, просто «продает его клиенту».

  • Получатель товара работает с брокером по договору комиссии и является для него комитентом. Брокер — комиссионер заключает и обеспечивает выполнение внешнеторгового контракта с поставщиком от имени и по поручению своего комитента за вознаграждение (важно прописать его точный размер в договоре, чтобы ФНС не сочла сделку подозрительной).

  • Брокер является агентом ВЭД — то есть оказывает своему клиенту определенные услуги: дает консультации по всем этапам сделки, разрабатывает или проверяет внешнеторговый контракт, занимается логистикой, растаможиванием товара, расчетом и контролем всех необходимых платежей и т. п.

В целом, у брокерской схемы достаточно много преимуществ. Используя ее, не нужно тратить время на изучение всех нюансов ВЭД, а также нести риски, связанные с нарушением требований таможенного или валютного контроля, а также возможными претензиями ФНС. Это особенно удобно в случае, если компания не имеет достаточного опыта и ресурсов для создания собственного отдела ВЭД или планирует осуществить единоразовую либо тестовую закупку. Единственным, но весомым недостатком является фактическая зависимость от брокера, поэтому к выбору партнера нужно подходить крайне тщательно. Например, недобросовестный или малоопытный брокер может допустить повреждение груза, его задержку или арест на таможне, а то и просто не передать товар при возникновении разногласий с клиентом (подобный риск особенно возможен, когда получатель товара и брокер работают через договор купли-продажи, так как до его согласования и подписания товар, фактически, находится в собственности брокера).

Импортные поставки - карго

Данная схема не является новой, но мы уделяем ей внимание по двум причинам. Во-первых, по какой-то причине после 2022 года многие предприниматели стали часто путать ее с параллельным импортом (к которому карго не имеет совершенно никакого отношения). Во-вторых, есть немало компаний, которые специализируются на карго-поставках зарубежных товаров в Россию. Действуя в своих интересах, они преподносят схему как упрощенную и значительно более дешевую по сравнению с обычным импортом — то есть не требующую оформления таможенных документов и уплаты налогов. Но забывают упомянуть, что карго-поставки — полностью нелегальны, являются по сути обычной контрабандой и сопряжены с огромным количеством рисков, вплоть до наступления уголовной ответственности.

Сама схема подходит для ввоза в страну небольших партий товара и устроена достаточно просто. Российская компания — импортер находит товар у зарубежного производителя или перекупщика, заказывает необходимое количество и договаривается о помещении на склад в его стране. Там товар упаковывается, добавляется в единую крупную партию, составленную из товаров нескольких заказчиков, а затем эта партия доставляется в Россию через одну из стран — участниц ЕАЭС (так как у этих стран нет таможенной границы с РФ). Стоимость поставки таким образом делится между всеми участниками и рассчитывается в долларах за килограмм. Как правило, все это импортер организует через целую цепочку посредников. При этом партия товара обычно путешествует до пункта назначения под совсем другим наименованием и фиктивным сопроводительным документам.

Риск здесь не только в том, что такая поставка незаконна — груз может серьезно задержаться или вообще не дойти по множеству причин, и компания-заказчик чаще всего не имеет возможности выяснить эти причины и отследить свой товар. В любом случае, мы настоятельно не рекомендуем использовать поставки карго в вашем бизнесе — мнимая экономия может обернуться катастрофическими убытками и прочими негативными последствиями.
Наши контакты
Москва, Волоколамское шоссе, 2