Суть схемы состоит в том, что приобретатель товара фактически передаёт все задачи, связанные с ВЭД, на аутсорсинг специальной компании-брокеру. Последний сам осуществляет сделку с поставщиком, организует поставку, декларирует товар на таможне, уплачивает положенные налоги и т. п. А его клиент просто получает товар с полным пакетом документов после оплаты всех понесенных расходов. При этом существует три основных формата сотрудничества с брокером:
- Получатель товара заключает с брокером обычный российский договор купли-продажи. А сам брокер, будучи официально оформленным участником ВЭД, — внешнеторговый контракт с зарубежным поставщиком. Этот вариант носит название «контрактная обвязка». По сути, брокер, получив товар как независимое юрлицо, просто «продает его клиенту».
- Получатель товара работает с брокером по договору комиссии и является для него комитентом. Брокер — комиссионер заключает и обеспечивает выполнение внешнеторгового контракта с поставщиком от имени и по поручению своего комитента за вознаграждение (важно прописать его точный размер в договоре, чтобы ФНС не сочла сделку подозрительной).
- Брокер является агентом ВЭД — то есть оказывает своему клиенту определенные услуги: дает консультации по всем этапам сделки, разрабатывает или проверяет внешнеторговый контракт, занимается логистикой, растаможиванием товара, расчетом и контролем всех необходимых платежей и т. п.
В целом, у брокерской схемы достаточно много преимуществ. Используя ее, не нужно тратить время на изучение всех нюансов ВЭД, а также нести риски, связанные с нарушением требований таможенного или валютного контроля, а также возможными претензиями ФНС. Это особенно удобно в случае, если компания не имеет достаточного опыта и ресурсов для создания собственного отдела ВЭД или планирует осуществить единоразовую либо тестовую закупку. Единственным, но весомым недостатком является фактическая зависимость от брокера, поэтому к выбору партнера нужно подходить крайне тщательно. Например, недобросовестный или малоопытный брокер может допустить повреждение груза, его задержку или арест на таможне, а то и просто не передать товар при возникновении разногласий с клиентом (подобный риск особенно возможен, когда получатель товара и брокер работают через договор купли-продажи, так как до его согласования и подписания товар, фактически, находится в собственности брокера).