В компании со штатом до десяти человек каждый сотрудник, в том числе и сам руководитель вынужденно выполняет по нескольку обязанностей. Так, директор может быть немного HR-специалистом, клиентским менеджером, менеджером по продажам и даже офис-менеджером. Маркетолог – заниматься настройкой контекстной рекламы, рисовать логотипы в дизайнерской программе и писать статьи для СМИ, а бухгалтер, помимо основных задач – собирать и обрабатывать первичные документы, оформлять заявки от клиентов, общаться с ними по различным вопросам (например, при возникновении дебиторской задолженности и т.п.). Ситуация, в принципе, совершенно нормальная для малого бизнеса, который пока не может позволить себе иметь большой штат сотрудников. Но при росте она может стать критичной, поскольку персонал, включая руководителя, в какой-то момент окажется перегружен второстепенными рутинными задачами и не сможет эффективно выполнять основные функции, важные для дальнейшего развития компании.
Из этой ситуации есть два выхода. Можно разделять функции сотрудников и нанимать дополнительный персонал для выполнения стандартных рутинных операций. Можно использовать аутсорсинг. Сегодня предприниматели совершенно спокойно отдают многие задачи на полный или частичный аутсорс, в том числе бухгалтерское, юридическое, маркетинговое, рекламное сопровождение и другие. Можно сочетать оба подхода. Однако на нашем рынке мы заметили одну интересную и системно возникающую особенность: достигая определенного порога роста, компании так и не расширяют штат, но одновременно отказываются от аутсорсинга, даже если он уже подключен и нормально работает. В голове предпринимателей возникает третий, абсолютно ошибочный вариант решения проблемы – замена одних сотрудников на других, но более опытных и, соответственно, дорогостоящих. Им кажется, что такой сотрудник, как палочка-выручалочка, в одиночку вытянет всю необходимую работу.