Как избежать путаницы в бухгалтерии, торгуя на маркетплейсе – пять практических советов

Онлайн-торговля в России продолжает активно развиваться благодаря маркетплейсам. В 2023 году, согласно данным нескольких исследований, объем транзакций на маркетплейсах вырос, в среднем, на 60% относительно 2022 года, а совокупный объем трат покупателей увеличился в 1,5 раза. Интерес россиян к маркетплейсам укрепляется благодаря тому, что сами платформы совершенствуются, ищут возможности предлагать выгодные цены на товары, в городах появляется все больше пунктов выдачи. Кроме того, быстро развивается сегмент нишевых маркетплейсов (ассортимент которых состоит из одной или нескольких смежных категорий товаров, например, одежды и аксессуаров, мебели, стройматериалов и т.д.).

Вместе с тем, с увеличением количества селлеров (к декабрю 2023 года, как отмечают эксперты, только на Wildberries и Ozon их было порядка 450-550 тысяч) растет и количество вопросов, связанных с правильной организацией налогового и бухгалтерского учета. Среди наших клиентов достаточно много компаний и ИП, торгующих на макретплейсах, и каждый раз наше сотрудничество начиналось именно с разбора проблем, порожденных путаницей в учете, и его максимальной детализации. Ниже приведем несколько основных советов о том, как избежать такой путаницы.
1. Как известно, существует несколько форматов сотрудничества между селлером и маркетплейсом. Один из них – FBO (Fulfillment by Operator), когда продавец только отгружает товар на склад оператора, а последний берет на себя функции хранения и доставки покупателю. В таком случае, очень важно помнить, что между продавцом и маркетплейсом должны быть заключены сразу два договора: на услуги реализации и сопутствующие услуги, с ведением документооборота и учета по каждому из этих направлений.
2. Если вы закупаете товар у партнера, а затем продаете через маркетплейс, важно не запутаться в номенклатуре товара. Как показывает наша практика, с этой проблемой сталкиваются многие продавцы. Путаница может возникнуть, когда в документах поставщика товар фигурирует под одним названием, а на маркетплейс вы выставляете его уже под другим. В таком случае с точки зрения бухгалтерского учета речь идет о разных товарах, которые покупаются и продаются по разным ценам. Неприятных последствий может быть масса. Например, приобретенный товар по документам останется на балансе организации и на складе (если он есть), списать его будет сложно. А у налогового органа могут возникнуть вопросы по поводу того, где вы взяли товар, проданный через маркетплейс и т.д. То же самое с количеством товара – важно, чтобы купленная у партнера упаковка карандашей на маркетплейсе не превратилась в один карандаш (одну штуку). Чтобы избежать таких ситуаций необходимо либо вовсе отказаться от переименования товара, либо подключать дополнительный документооборот. То есть заводить карточку номенклатуры на каждую товарную позицию (это особенно важно, если их десятки и сотни), а кроме того - создать и вести таблицу соответствия номенклатур, которая отражает изменение названия товара, либо соответствие артикулов.
3. Учет товаров, реализованных через маркетплейс, невозможен без такого документа, как отчет площадки о продажах. Период отчетности, отражаемый в договоре, может быть разным, но обычно он составляет календарный месяц. Здесь существует один важный нюанс, о котором забывают многие продавцы. Например, на маркетплейсе вы торгуете кроссовками, при этом работая с разными поставщиками. У одних вы приобретаете партию кроссовок, а у других – только принимаете на реализацию. В таком случае одного отчета маркетплейса будет недостаточно, потому что для площадки не имеет значения, как именно вы получили товар. В подготовленном ими документе будет просто отражена продажа n штук кроссовок за месяц. Поэтому потребуются отдельные документы по учету товара, который был у вас в собственности, и товара, принятого на комиссию – иначе вы не будете понимать, как отчитаться перед партнером, какой объем выручки ему нужно перечислить, как провести сверку расчетов и т.п.
4. Селлеры, продающие через маркетплейс продукцию собственного изготовления, часто не понимают или забывают о том, что им нужно отражать в учете расходы на закупку всех материалов, из которых произведен товар, а также оплату труда сотрудников или подрядчиков. То есть все, из чего складывается себестоимость товара. Так, если это предмет одежды, нужно учитывать расходы на ткань, нитки, работу швеи, упаковку и т.д. Для сравнения, если товар просто закупается у партнера, его цена и будет себестоимостью, требующей гораздо менее сложного учета. В зависимости от системы налогообложения, правильный и полный учет расходов существенно сэкономит налоги и даст понимание рентабельности ваших продаж.
5. Бухгалтерский, складской и налоговый учет при торговле на маркетплейсе лучше вести в одной специальной программе, а не в нескольких разных (тогда не нужно тратить время и ресурсы на их интеграцию друг с другом и снижается риск путаницы в учете). Например, мы для работы с клиентами используем максимально простое и функциональное решение 1С: Бухгалтерия проф + 1С: Управление торговлей. Здесь удобно регистрировать маркетплейс в качестве комиссионера и заводить соответствующий тип договора (см. совет № 1), формировать отчеты о продажах, интегрировать отчеты самой площадки, вести книги покупок и т.д. По крайней мере, решение полностью соответствует потребностям наших клиентов в области учета и расчета налогов.
Наши контакты
Москва, Волоколамское шоссе, 2